Медиация — образованию

С 6 по 8 апреля 2015г. в г. Перми состоялся экспертно-аналитический семинар «Комиссии по делам несовершеннолетних и службы примирения: анализ модели работы по восстановительным технологиям на районном уровне».

Семинар проводился в рамках проекта «Развитие  программ   восстановительного  правосудия в Российской Федерации для защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом», при реализации которого используются средства государственной поддержки (грант) в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп, реализуемого общественным центром «Судебно-правовая реформа» г. Москвы.

Ведущие семинара:

Максудов Рустем Рамзиевич – Президент Центра «Судебно-правовая реформа», руководитель направления «Программы восстановительного правосудия», практикующий медиатор с 18-летним опытом работы, сертифицированный тренер в области подготовки медиаторов, разработчик концепции и технологии восстановительной медиации, концепции территориальных и школьных служб примирения, автор 6 книг и более 100 статей в области медиации, восстановительного правосудия, криминологии и судебной реформы.

Карнозова Людмила Михайловна, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, руководитель направления «Программы восстановительного правосудия по уголовным делам» общественного центра «Судебно-правовая реформа», кандидат психологических наук.

Учитывая региональную специфику, акцент в проведении семинара был сделан на анализе деятельности команд специалистов разных территорий, занимающихся работой, связанной с защитой прав несовершеннолетних, профилактикой правонарушений.

В семинаре приняли участие 21 специалист из Пермского края, 1 специалист – представитель  другого региона  — заместитель председателя КДНиЗП г.Кирова. Среди участников семинара были представители муниципальных служб примирения, районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав нескольких территорий Пермского края (работающих длительное время по восстановительным технологиям и имеющих успешный опыт), судебной системы, социальных служб, общественных организаций.

В ходе семинара:

— специалисты из присутствующих территорий Пермского края представили свой опыт работы по восстановительным технологиям во взаимодействии муниципальной службы примирения и КДНиЗП, социальными службами;

— особенности проведения восстановительных программ в службах примирения: содержание деятельности ведущих;

— взаимодействие специалистов, проводящих восстановительные программы и специалистов, проводящих и организующих индивидуальную профилактическую и реабилитационную работу;

— особенности реализации краевого порядка межведомственного взаимодействия системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и судов по реализации восстановительных технологий.

         Были обозначены проблемы:

Организационного характера:

— отсутствие своевременной информации о сторонах криминальных ситуаций от органов следствия и дознания;

— проверки надзорными органами (прокуратуры) деятельности школьных служб примирения и выдвижение ими требований, противоречащих соблюдению принципов восстановительного правосудия и приводящие к приостановке деятельности некоторых служб;

— уменьшение финансирования деятельности организаций, на базе которых созданы муниципальные службы примирения, приводят к изменениям в деятельности МСП, частичной потере / уменьшении практики;

— отсутствие /незначительная практика проведения восстановительных программ специалистами социальных служб в работе с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении;

— прекращение финансирования методической деятельности по восстановительных технологиям в рамках краевых программ.

         Содержательного характера:

— отсутствие эффективности в проведении восстановительных программ в работе с учащимися коррекционных школ;

— отход от принципов и удержания позиции ведущего восстановительных программ, подмена понятий в концепции восстановительного правосудия, приводящие к размыванию практики;

— сознательное и бессознательной преобладание реабилитационного подхода над восстановительным в работе с несовершеннолетними и их семьями.